• Дек
    28
    Изменения в Трудовой кодекс РФ в разделе "Охрана труда" В проекте Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты
    Российской Федерации (в части совершенствования механизмов профилактики производственного травматизма и профессиональной заболеваемости)» опубликованы изменения в Трудовой кодекс Российской Федерации, касающиеся сферы охраны труда. Следующие статьи представлены в новой редакции:

    Раздел X. Охрана труда
    Статья 209. Основные понятия.
    Статья 210. Основные направления государственной политики в области охраны труда
    Статья 211. Государственное управление в области охраны труда
    Статья 212. Государственные нормативные требования охраны труда
    Статья 213. Соответствие производственных объектов и средств производства государственным нормативным требованиям охраны труда
    Статья 214. Государственная экспертиза условий труда
    Статья 215. Политика работодателя в области охраны труда

    Раздел X. Охрана труда
    Глава 33. Общие положения

    Статья 209. Основные понятия

    Охрана труда – система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.

    Условия труда – совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на здоровье работника.

    Вредный производственный фактор – фактор производственной среды или трудового процесса, воздействие которого на работника может привести к его заболеванию.

    Опасный производственный фактор – фактор производственной среды или трудового процесса, воздействие которого на работника может привести к его травме.

    Угроза жизни и здоровью в сфере труда – совокупность факторов и условий, представляющих опасность для жизни и здоровья работника.

    Безопасные условия труда – условия труда, при которых воздействие на работающих вредных и (или) опасных производственных факторов исключено либо уровни их воздействия не превышают установленных нормативов, а уровень профессионального риска не превышает допустимого.

    Рабочее место – место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя.

    Средства индивидуальной и коллективной защиты работников – технические средства, используемые для предотвращения или уменьшения воздействия на работников вредных и (или) опасных производственных факторов, а также для защиты от загрязнения.

    Система управления охраной труда – комплекс взаимосвязанных и взаимодействующих между собой элементов, устанавливающих политику и цели в области охраны труда у конкретного работодателя и процедуры по достижению этих целей. Типовое положение о системе управления охраной труда утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

    Производственная деятельность – совокупность действий работников с применением средств труда, необходимых для превращения ресурсов в готовую продукцию, включающих в себя производство и переработку различных видов сырья, строительство, оказание различных видов услуг.

    Требования охраны труда – государственные нормативные требования охраны труда, в том числе стандарты безопасности труда, а также требования охраны труда, установленные правилами и инструкциями по охране труда.

    Государственная экспертиза условий труда – оценка соответствия объекта экспертизы государственным нормативным требованиям охраны труда.

    Стандарты безопасности труда – правила, процедуры, критерии и нормативы, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности и регламентирующие осуществление социально-экономических, организационно-технических, санитарно-гигиенических, лечебно-профилактических, реабилитационных мер в области охраны труда.

    Профессиональный риск – вероятность причинения вреда здоровью работника под воздействием условий труда в ходе осуществления им производственной деятельности по трудовому договору или в иных случаях, установленных настоящим Кодексом, другими федеральными законами, в совокупности с тяжестью такого вреда. Порядок оценки уровня профессионального риска устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

    Управление профессиональными рисками – комплекс взаимосвязанных мероприятий, являющихся элементами системы управления охраной труда и включающих в себя меры по выявлению, оценке и снижению уровней профессиональных рисков.

    Статья 210. Основные направления государственной политики в области охраны труда

    Основными направлениями государственной политики в области охраны труда являются:
    • обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников;
    • создание условий, обеспечивающих формирование здорового образа жизни работников;
    • принятие и реализация федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в области охраны труда, в том числе содержащие государственные нормативные требования охраны труда;
    • принятие и реализация государственных программ Российской Федерации и государственных программ субъектов Российской Федерации по улучшению условий и охраны труда;
    • федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, включающий в себя проведение проверок соблюдения государственных нормативных требований охраны труда;
    • государственная экспертиза условий труда;
    • содействие общественному контролю за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда;
    • профилактика повреждений здоровья работников, связанных с исполнением трудовых (профессиональных) обязанностей;
    • расследование и учет повреждений здоровья работников, связанных с исполнением трудовых (профессиональных) обязанностей;
    • защита законных интересов работников, получивших повреждения здоровья при исполнении трудовых (профессиональных) обязанностей, а также членов их семей на основе обязательного социального страхования работников от повреждений здоровья работников, связанных с исполнением трудовых (профессиональных) обязанностей;
    • установление гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда;
    • координация деятельности в области охраны труда, охраны окружающей среды и других видов экономической и социальной деятельности;
    • распространение передового отечественного и зарубежного опыта работы по улучшению условий и охраны труда;
    • участие государства в финансировании мероприятий по охране труда;
    • обеспечение высокого уровня знаний, умений и навыков специалистов по охране труда и их своевременного обновления;
    • международное сотрудничество в области охраны труда;
    • проведение эффективной денежно-кредитной и налоговой политики, стимулирующей создание безопасных условий труда, разработку и внедрение безопасных техники и технологий, производство средств индивидуальной и коллективной защиты работников;
    • установление порядка обеспечения работников средствами индивидуальной и коллективной защиты, а также санитарно-бытовыми помещениями и устройствами, лечебно-профилактическими средствами за счет средств работодателей.
    Реализация основных направлений государственной политики в области охраны труда обеспечивается согласованными действиями органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, работодателей, объединений работодателей, а также профессиональных союзов, их объединений и иных уполномоченных работниками представительных органов по вопросам охраны труда.

    Глава 34. УПРАВЛЕНИЕ ОХРАНОЙ ТРУДА
    Статья 211. Государственное управление в области охраны труда

    Государственное управление в области охраны труда осуществляется Правительством Российской Федерации непосредственно или по его поручению федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, а также другими федеральными органами исполнительной власти в пределах их полномочий.

    Федеральные органы исполнительной власти, которым предоставлено право осуществлять отдельные функции по нормативно-правовому регулированию, специальные разрешительные, надзорные и контрольные функции в области охраны труда, обязаны согласовывать принимаемые ими решения в области охраны труда, а также координировать свою деятельность с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

    Государственное управление в области охраны труда на территориях субъектов Российской Федерации осуществляется федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда в пределах их полномочий.

    Отдельные полномочия по государственному управлению в области охраны труда могут быть переданы органам местного самоуправления в порядке и на условиях, которые определяются федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

    В целях государственного управления в области охраны труда Правительство Российской Федерации, уполномоченные федеральные органы исполнительной власти:
    • обеспечивают разработку, утверждение государственных программ по улучшению условий и охраны труда и осуществляют контроль за их выполнением;
    • утверждают типовую государственную программу субъекта Российской Федерации по улучшению условий и охраны труда, и показатели ее эффективности;
    • устанавливают порядок организации и проведения подготовки по охране труда;
    • устанавливают порядок осуществления государственной экспертизы условий труда;
    • устанавливают порядок проведения специальной оценки условий труда;
    • разрабатывают меры экономического стимулирования деятельности работодателей по обеспечению безопасных условий труда;
    • обеспечивают взаимодействие органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, объединений работодателей, профессиональных союзов и их объединений по вопросам реализации государственной политики в области охраны труда;
    • координируют проведение научно-исследовательских работ в области охраны труда и обеспечивают распространение передового отечественного и зарубежного опыта работы по улучшению условий и охраны труда;
    • организуют международное сотрудничество в области охраны труда;
    • исполняют иные полномочия в сфере государственного управления в области охраны труда в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
    В целях государственного управления в области охраны труда органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда:
    • обеспечивают реализацию на территории субъекта Российской Федерации государственной политики в области охраны труда;
    • разрабатывают и утверждают государственные программы субъектов Российской Федерации по улучшению условий и охраны труда, и обеспечивают контроль за их выполнением;
    • координируют проведение на территории субъекта Российской Федерации в установленном порядке подготовки по охране труда;
    • осуществляют на территории субъекта Российской Федерации в установленном порядке государственную экспертизу условий труда;
    • организуют и проводят мониторинг состояния условий и охраны труда у работодателей, осуществляющих деятельность на территории субъекта Российской Федерации;
    • исполняют иные полномочия в сфере государственного управления в области охраны труда, не отнесенные к полномочиям федеральных органов исполнительной власти, в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
    Статья 212. Государственные нормативные требования охраны труда

    Государственными нормативными требованиями охраны труда, содержащимися в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации и законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, устанавливаются обязательные правила, процедуры, критерии и нормативы, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.

    Государственные нормативные требования охраны труда обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности, в том числе при проектировании, строительстве (реконструкции) и эксплуатации объектов, конструировании машин, механизмов и другого оборудования, разработке технологических процессов, организации производства и труда.

    К подзаконным нормативным правовым актам, содержащим государственные нормативные требования охраны труда (далее - акты, содержащие требования охраны труда), относятся:
    • стандарты безопасности труда;
    • правила по охране труда;
    • государственные санитарно-эпидемиологические правила и гигиенические нормативы, устанавливающие требования и нормативы факторов производственной среды и трудового процесса;
    • технические регламенты;
    • правила устройства и безопасной эксплуатации оборудования, правила безопасности (пожарной, ядерной, радиационной, лазерной, биологической, взрыво- и электробезопасности), устанавливающие требования к работникам (обслуживающему персоналу) по обеспечению безопасного производства работ.
    Акты, содержащие требования охраны труда, разрабатываются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, другими федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, организациями, учреждениями, ассоциациями, объединениями, государственными внебюджетными фондами.

    Акты, содержащие требования охраны труда, за исключением государственных санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических нормативов, правил устройства и безопасной эксплуатации оборудования, правил безопасности (пожарной, ядерной, радиационной, лазерной, биологической, взрыво- и электробезопасности) издаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

    Акты, содержащие требования охраны труда и являющиеся государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами, правилами устройства и безопасной эксплуатации оборудования, правилами безопасности (пожарной, ядерной, радиационной, лазерной, биологической, взрыво- и электробезопасности) издаются федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующей сфере деятельности по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

    Внесение изменений в акты, содержащие требования охраны труда, осуществляется в порядке, установленном для их издания:
    • при изменении трудового законодательства;
    • по результатам комплексных исследований состояния и причин производственного травматизма и профессиональных заболеваний;
    • по результатам изучения российского и международного опыта работы по улучшению условий труда, снижению уровней профессиональных рисков;
    • на основании анализа результатов специальной оценки условий труда, результатов внедрения наилучших доступных технологий;
    • по предложениям федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, общероссийских объединений профсоюзов, общероссийских объединений работодателей, в том числе о гармонизации актов, содержащих требования охраны труда, с нормами международного права в области охраны труда.
    Статья 213. Соответствие производственных объектов и средств производства государственным нормативным требованиям охраны труда

    Проекты строительства и реконструкции производственных объектов, машин, механизмов и другого производственного оборудования, технологических процессов должны соответствовать государственным нормативным требованиям охраны труда. Машины, механизмы и другое производственное оборудование, транспортные средства, технологические процессы, материалы и химические вещества, средства индивидуальной и коллективной защиты работников, в том числе иностранного производства, должны проходить подтверждение соответствия государственным нормативным требованиям охраны труда и иметь декларацию о соответствии и (или) сертификат соответствия.

    Оценка соответствия проектов строительства, реконструкции производственных объектов требованиям охраны труда осуществляется путем проведения экспертизы проектной документации и осуществления государственного строительного надзора в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности.

    Новые или реконструируемые производственные объекты не могут быть приняты в эксплуатацию без заключений соответствующих федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности.

    В производстве запрещается применение вредных или опасных веществ, материалов, продукции, товаров, токсикологическая (санитарно-гигиеническая, медико-биологическая) оценка которых не проводилась.

    В случае использования новых или не применявшихся у работодателя ранее вредных или опасных веществ он обязан до начала использования указанных веществ разработать меры по сохранению жизни и здоровья работников.

    Требования к измерениям, относящимся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений при выполнении работ по обеспечению безопасных условий и охраны труда, а также к средствам измерений, применяемым для указанных измерений, устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений и законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.

    Статья 214. Государственная экспертиза условий труда

    Государственная экспертиза условий труда осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

    Государственная экспертиза условий труда осуществляется в целях оценки:
    • качества проведения специальной оценки условий труда;
    • правильности предоставления работникам гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда;
    • фактических условий труда работников.
    Государственная экспертиза условий труда осуществляется на основании определений судебных органов, обращений органов исполнительной власти, работодателей, объединений работодателей, работников, профессиональных союзов, их объединений, иных уполномоченных работниками представительных органов, государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, страховщиков.

    Лица, осуществляющие государственную экспертизу условий труда, имеют право:
    • в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, беспрепятственно при наличии удостоверения установленного образца посещать для осуществления экспертизы любых работодателей (организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также работодателей - физических лиц);
    • запрашивать и безвозмездно получать необходимые для осуществления экспертизы документы и другие материалы;
    • проводить соответствующие наблюдения, измерения и расчеты с привлечением в случае необходимости испытательных лабораторий (центров), аккредитованных в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации.
    Если документация и материалы для проведения государственной экспертизы условий труда не были представлены лицами, имеющими право на обращение с заявлением о проведении государственной экспертизы условий труда, органы, уполномоченные на проведение государственной экспертизы условий труда, самостоятельно запрашивают указанные документацию и материалы в органах и организациях, в отношении которых проводится государственная экспертиза условий труда, а также в органах, предоставляющих государственные услуги, иных государственных органах, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, если указанные документация и материалы находятся в распоряжении таких органов либо организаций в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами.

    Лица, осуществляющие государственную экспертизу условий труда, обязаны:
    • составлять по результатам экспертизы заключения о соответствии (несоответствии) условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда и направлять указанные заключения в суд, органы исполнительной власти, работодателям, в объединения работодателей, работникам, в профессиональные союзы, их объединения, иные уполномоченные работниками представительные органы, органы Фонда социального страхования Российской Федерации;
    • обеспечивать объективность и обоснованность выводов, изложенных в заключениях;
    • обеспечивать сохранность документов и других материалов, полученных для осуществления экспертизы, и конфиденциальность содержащихся в них сведений;
    • на постоянной основе совершенствовать свои профессиональные знания и умения.
    Статья 215. Политика работодателя в области охраны труда

    На основе результатов проведенной оценки и анализа состояния условий и охраны труда работодателем разрабатывается и принимается политика в области охраны труда, оформляемая в виде отдельного локального акта, определяющая основные направления деятельности и принимаемые работодателем обязательства по обеспечению охраны труда работников, с указанием средств и способов обеспечения таких обязательств, которая должна:
    • соответствовать основным принципам и направлениям государственной политики в области охраны труда;
    • обеспечивать приоритет сохранения жизни и здоровья работников в процессе производственной деятельности;
    • обеспечивать приоритет коллективных мер защиты над индивидуальными;
    • соответствовать виду (видам) деятельности работодателя;
    • содержать обязательства по предотвращению повреждений здоровья работников, связанных с исполнением трудовых (профессиональных) обязанностей;
    • обеспечивать учет индивидуальных особенностей работников, в том числе посредством проектирования рабочих мест, выбора оборудования, инструментов, сырья и материалов, построения технологических процессов;
    • содержать обязательства по непрерывному повышению эффективности системы управления охраной труда;
    • содержать обязательства по обеспечению выполнения государственных нормативных требований охраны труда, распространяющихся на деятельность работодателя, соглашений по охране труда и других требований, подлежащих выполнению;
    • регулярно анализироваться для обеспечения соответствия изменяющимся условиям труда, документироваться и поддерживаться в актуальном состоянии;
    • содержать обязательства по проведению консультаций с работниками и их представителями по вопросам улучшения условий и охраны труда, привлечению их к активному участию в работе по обеспечению охраны труда и поощрению работников и их представителей за активное участие в обеспечении охраны труда.
    Разработанный проект политики работодателя в области охраны труда подлежит направлению в комитет (комиссию) по охране труда (при наличии) или первичную профсоюзную организацию, иной уполномоченный представительный орган работников для рассмотрения и согласования.

    Согласованный проект политики работодателя в области охраны труда с указанием даты введения его в действие утверждается работодателем (его полномочным представителем).

    Политика работодателя в области охраны труда может не оформляться в виде отдельного локального акта, а включаться в коллективный договор в виде отдельного подраздела.

    Политика работодателя в области охраны труда должна быть доступной всем работникам и иным лицам, участвующим в производственной деятельности работодателя, и находиться в легкодоступных местах для ознакомления с ней, в том числе размещаться на официальном сайте работодателя в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

    В соответствии с принятой политикой в области охраны труда и на основе исходного и последующих анализа состояния условий и охраны труда работодателями устанавливаются и утверждаются измеримые цели и задачи охраны труда, основными из которых должны являться:
    • создание здоровых и безопасных условий труда работников;
    • обеспечение безопасности технологических процессов, безопасной эксплуатации зданий, строений и сооружений инфраструктуры и производственного оборудования;
    • предупреждение и сокращение производственного травматизма, профессиональной и профессионально обусловленной заболеваемости работников;
    • формирование корпоративной культуры охраны труда и пропаганда здорового образа жизни;
    • снижение размера финансовых расходов и потерь, связанных с повреждениями здоровья работников при исполнении трудовых (профессиональных) обязанностей.
    Комитет (комиссия) по охране труда (при наличии) или работодатель совместно с первичной профсоюзной организацией, иным уполномоченным представительным органом работников (при наличии) или непосредственно работниками обеспечивает ежегодную подготовку и размещение на официальном сайте работодателя в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (при наличии) или в ином общедоступном для ознакомления месте отчет, содержащий:
    • общее описание работодателя, осуществляемых у него производственных процессов, включая описание задействованных в них материалов и сырья;
    • описание профессиональных рисков у работодателя;
    • описание других факторов, которые учитываются при оценке профессиональных рисков работников;
    • описание принятых технических и организационных мер, направленных на предупреждение, насколько это возможно, нарушений и неправильных действий, в целях максимального ограничения тяжести последствий.
    Работодатель направляет отчет:
    • в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (государственную инспекцию труда) по месту регистрации работодателя в качестве страхователя в исполнительном органе страховщика по вопросам обязательного социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
    • в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации и (или) орган местного самоуправления по месту регистрации работодателя в качестве страхователя в соответствующем исполнительном органе страховщика по вопросам обязательного социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
    • в исполнительный орган страховщика по вопросам обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (по месту регистрации работодателя в качестве страхователя).