-
Дек28В проекте Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты
Российской Федерации (в части совершенствования механизмов профилактики производственного травматизма и профессиональной заболеваемости)» опубликованы изменения в Трудовой кодекс Российской Федерации, касающиеся сферы охраны труда. Следующие статьи представлены в новой редакции:
Раздел X. Охрана труда
Статья 209. Основные понятия.
Статья 210. Основные направления государственной политики в области охраны труда
Статья 211. Государственное управление в области охраны труда
Статья 212. Государственные нормативные требования охраны труда
Статья 213. Соответствие производственных объектов и средств производства государственным нормативным требованиям охраны труда
Статья 214. Государственная экспертиза условий труда
Статья 215. Политика работодателя в области охраны труда
Раздел X. Охрана труда
Глава 33. Общие положения
Статья 209. Основные понятия
Охрана труда – система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.
Условия труда – совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на здоровье работника.
Вредный производственный фактор – фактор производственной среды или трудового процесса, воздействие которого на работника может привести к его заболеванию.
Опасный производственный фактор – фактор производственной среды или трудового процесса, воздействие которого на работника может привести к его травме.
Угроза жизни и здоровью в сфере труда – совокупность факторов и условий, представляющих опасность для жизни и здоровья работника.
Безопасные условия труда – условия труда, при которых воздействие на работающих вредных и (или) опасных производственных факторов исключено либо уровни их воздействия не превышают установленных нормативов, а уровень профессионального риска не превышает допустимого.
Рабочее место – место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя.
Средства индивидуальной и коллективной защиты работников – технические средства, используемые для предотвращения или уменьшения воздействия на работников вредных и (или) опасных производственных факторов, а также для защиты от загрязнения.
Система управления охраной труда – комплекс взаимосвязанных и взаимодействующих между собой элементов, устанавливающих политику и цели в области охраны труда у конкретного работодателя и процедуры по достижению этих целей. Типовое положение о системе управления охраной труда утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Производственная деятельность – совокупность действий работников с применением средств труда, необходимых для превращения ресурсов в готовую продукцию, включающих в себя производство и переработку различных видов сырья, строительство, оказание различных видов услуг.
Требования охраны труда – государственные нормативные требования охраны труда, в том числе стандарты безопасности труда, а также требования охраны труда, установленные правилами и инструкциями по охране труда.
Государственная экспертиза условий труда – оценка соответствия объекта экспертизы государственным нормативным требованиям охраны труда.
Стандарты безопасности труда – правила, процедуры, критерии и нормативы, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности и регламентирующие осуществление социально-экономических, организационно-технических, санитарно-гигиенических, лечебно-профилактических, реабилитационных мер в области охраны труда.
Профессиональный риск – вероятность причинения вреда здоровью работника под воздействием условий труда в ходе осуществления им производственной деятельности по трудовому договору или в иных случаях, установленных настоящим Кодексом, другими федеральными законами, в совокупности с тяжестью такого вреда. Порядок оценки уровня профессионального риска устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Управление профессиональными рисками – комплекс взаимосвязанных мероприятий, являющихся элементами системы управления охраной труда и включающих в себя меры по выявлению, оценке и снижению уровней профессиональных рисков.
Статья 210. Основные направления государственной политики в области охраны труда
Основными направлениями государственной политики в области охраны труда являются:
- обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников;
- создание условий, обеспечивающих формирование здорового образа жизни работников;
- принятие и реализация федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в области охраны труда, в том числе содержащие государственные нормативные требования охраны труда;
- принятие и реализация государственных программ Российской Федерации и государственных программ субъектов Российской Федерации по улучшению условий и охраны труда;
- федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, включающий в себя проведение проверок соблюдения государственных нормативных требований охраны труда;
- государственная экспертиза условий труда;
- содействие общественному контролю за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда;
- профилактика повреждений здоровья работников, связанных с исполнением трудовых (профессиональных) обязанностей;
- расследование и учет повреждений здоровья работников, связанных с исполнением трудовых (профессиональных) обязанностей;
- защита законных интересов работников, получивших повреждения здоровья при исполнении трудовых (профессиональных) обязанностей, а также членов их семей на основе обязательного социального страхования работников от повреждений здоровья работников, связанных с исполнением трудовых (профессиональных) обязанностей;
- установление гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда;
- координация деятельности в области охраны труда, охраны окружающей среды и других видов экономической и социальной деятельности;
- распространение передового отечественного и зарубежного опыта работы по улучшению условий и охраны труда;
- участие государства в финансировании мероприятий по охране труда;
- обеспечение высокого уровня знаний, умений и навыков специалистов по охране труда и их своевременного обновления;
- международное сотрудничество в области охраны труда;
- проведение эффективной денежно-кредитной и налоговой политики, стимулирующей создание безопасных условий труда, разработку и внедрение безопасных техники и технологий, производство средств индивидуальной и коллективной защиты работников;
- установление порядка обеспечения работников средствами индивидуальной и коллективной защиты, а также санитарно-бытовыми помещениями и устройствами, лечебно-профилактическими средствами за счет средств работодателей.
Глава 34. УПРАВЛЕНИЕ ОХРАНОЙ ТРУДА
Статья 211. Государственное управление в области охраны труда
Государственное управление в области охраны труда осуществляется Правительством Российской Федерации непосредственно или по его поручению федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, а также другими федеральными органами исполнительной власти в пределах их полномочий.
Федеральные органы исполнительной власти, которым предоставлено право осуществлять отдельные функции по нормативно-правовому регулированию, специальные разрешительные, надзорные и контрольные функции в области охраны труда, обязаны согласовывать принимаемые ими решения в области охраны труда, а также координировать свою деятельность с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере труда.
Государственное управление в области охраны труда на территориях субъектов Российской Федерации осуществляется федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда в пределах их полномочий.
Отдельные полномочия по государственному управлению в области охраны труда могут быть переданы органам местного самоуправления в порядке и на условиях, которые определяются федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В целях государственного управления в области охраны труда Правительство Российской Федерации, уполномоченные федеральные органы исполнительной власти:
- обеспечивают разработку, утверждение государственных программ по улучшению условий и охраны труда и осуществляют контроль за их выполнением;
- утверждают типовую государственную программу субъекта Российской Федерации по улучшению условий и охраны труда, и показатели ее эффективности;
- устанавливают порядок организации и проведения подготовки по охране труда;
- устанавливают порядок осуществления государственной экспертизы условий труда;
- устанавливают порядок проведения специальной оценки условий труда;
- разрабатывают меры экономического стимулирования деятельности работодателей по обеспечению безопасных условий труда;
- обеспечивают взаимодействие органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, объединений работодателей, профессиональных союзов и их объединений по вопросам реализации государственной политики в области охраны труда;
- координируют проведение научно-исследовательских работ в области охраны труда и обеспечивают распространение передового отечественного и зарубежного опыта работы по улучшению условий и охраны труда;
- организуют международное сотрудничество в области охраны труда;
- исполняют иные полномочия в сфере государственного управления в области охраны труда в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
- обеспечивают реализацию на территории субъекта Российской Федерации государственной политики в области охраны труда;
- разрабатывают и утверждают государственные программы субъектов Российской Федерации по улучшению условий и охраны труда, и обеспечивают контроль за их выполнением;
- координируют проведение на территории субъекта Российской Федерации в установленном порядке подготовки по охране труда;
- осуществляют на территории субъекта Российской Федерации в установленном порядке государственную экспертизу условий труда;
- организуют и проводят мониторинг состояния условий и охраны труда у работодателей, осуществляющих деятельность на территории субъекта Российской Федерации;
- исполняют иные полномочия в сфере государственного управления в области охраны труда, не отнесенные к полномочиям федеральных органов исполнительной власти, в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Государственными нормативными требованиями охраны труда, содержащимися в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации и законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, устанавливаются обязательные правила, процедуры, критерии и нормативы, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.
Государственные нормативные требования охраны труда обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности, в том числе при проектировании, строительстве (реконструкции) и эксплуатации объектов, конструировании машин, механизмов и другого оборудования, разработке технологических процессов, организации производства и труда.
К подзаконным нормативным правовым актам, содержащим государственные нормативные требования охраны труда (далее - акты, содержащие требования охраны труда), относятся:
- стандарты безопасности труда;
- правила по охране труда;
- государственные санитарно-эпидемиологические правила и гигиенические нормативы, устанавливающие требования и нормативы факторов производственной среды и трудового процесса;
- технические регламенты;
- правила устройства и безопасной эксплуатации оборудования, правила безопасности (пожарной, ядерной, радиационной, лазерной, биологической, взрыво- и электробезопасности), устанавливающие требования к работникам (обслуживающему персоналу) по обеспечению безопасного производства работ.
Акты, содержащие требования охраны труда, за исключением государственных санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических нормативов, правил устройства и безопасной эксплуатации оборудования, правил безопасности (пожарной, ядерной, радиационной, лазерной, биологической, взрыво- и электробезопасности) издаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Акты, содержащие требования охраны труда и являющиеся государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами, правилами устройства и безопасной эксплуатации оборудования, правилами безопасности (пожарной, ядерной, радиационной, лазерной, биологической, взрыво- и электробезопасности) издаются федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующей сфере деятельности по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Внесение изменений в акты, содержащие требования охраны труда, осуществляется в порядке, установленном для их издания:
- при изменении трудового законодательства;
- по результатам комплексных исследований состояния и причин производственного травматизма и профессиональных заболеваний;
- по результатам изучения российского и международного опыта работы по улучшению условий труда, снижению уровней профессиональных рисков;
- на основании анализа результатов специальной оценки условий труда, результатов внедрения наилучших доступных технологий;
- по предложениям федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, общероссийских объединений профсоюзов, общероссийских объединений работодателей, в том числе о гармонизации актов, содержащих требования охраны труда, с нормами международного права в области охраны труда.
Проекты строительства и реконструкции производственных объектов, машин, механизмов и другого производственного оборудования, технологических процессов должны соответствовать государственным нормативным требованиям охраны труда. Машины, механизмы и другое производственное оборудование, транспортные средства, технологические процессы, материалы и химические вещества, средства индивидуальной и коллективной защиты работников, в том числе иностранного производства, должны проходить подтверждение соответствия государственным нормативным требованиям охраны труда и иметь декларацию о соответствии и (или) сертификат соответствия.
Оценка соответствия проектов строительства, реконструкции производственных объектов требованиям охраны труда осуществляется путем проведения экспертизы проектной документации и осуществления государственного строительного надзора в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности.
Новые или реконструируемые производственные объекты не могут быть приняты в эксплуатацию без заключений соответствующих федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности.
В производстве запрещается применение вредных или опасных веществ, материалов, продукции, товаров, токсикологическая (санитарно-гигиеническая, медико-биологическая) оценка которых не проводилась.
В случае использования новых или не применявшихся у работодателя ранее вредных или опасных веществ он обязан до начала использования указанных веществ разработать меры по сохранению жизни и здоровья работников.
Требования к измерениям, относящимся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений при выполнении работ по обеспечению безопасных условий и охраны труда, а также к средствам измерений, применяемым для указанных измерений, устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений и законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.
Статья 214. Государственная экспертиза условий труда
Государственная экспертиза условий труда осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Государственная экспертиза условий труда осуществляется в целях оценки:
- качества проведения специальной оценки условий труда;
- правильности предоставления работникам гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда;
- фактических условий труда работников.
Лица, осуществляющие государственную экспертизу условий труда, имеют право:
- в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, беспрепятственно при наличии удостоверения установленного образца посещать для осуществления экспертизы любых работодателей (организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также работодателей - физических лиц);
- запрашивать и безвозмездно получать необходимые для осуществления экспертизы документы и другие материалы;
- проводить соответствующие наблюдения, измерения и расчеты с привлечением в случае необходимости испытательных лабораторий (центров), аккредитованных в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации.
Лица, осуществляющие государственную экспертизу условий труда, обязаны:
- составлять по результатам экспертизы заключения о соответствии (несоответствии) условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда и направлять указанные заключения в суд, органы исполнительной власти, работодателям, в объединения работодателей, работникам, в профессиональные союзы, их объединения, иные уполномоченные работниками представительные органы, органы Фонда социального страхования Российской Федерации;
- обеспечивать объективность и обоснованность выводов, изложенных в заключениях;
- обеспечивать сохранность документов и других материалов, полученных для осуществления экспертизы, и конфиденциальность содержащихся в них сведений;
- на постоянной основе совершенствовать свои профессиональные знания и умения.
На основе результатов проведенной оценки и анализа состояния условий и охраны труда работодателем разрабатывается и принимается политика в области охраны труда, оформляемая в виде отдельного локального акта, определяющая основные направления деятельности и принимаемые работодателем обязательства по обеспечению охраны труда работников, с указанием средств и способов обеспечения таких обязательств, которая должна:
- соответствовать основным принципам и направлениям государственной политики в области охраны труда;
- обеспечивать приоритет сохранения жизни и здоровья работников в процессе производственной деятельности;
- обеспечивать приоритет коллективных мер защиты над индивидуальными;
- соответствовать виду (видам) деятельности работодателя;
- содержать обязательства по предотвращению повреждений здоровья работников, связанных с исполнением трудовых (профессиональных) обязанностей;
- обеспечивать учет индивидуальных особенностей работников, в том числе посредством проектирования рабочих мест, выбора оборудования, инструментов, сырья и материалов, построения технологических процессов;
- содержать обязательства по непрерывному повышению эффективности системы управления охраной труда;
- содержать обязательства по обеспечению выполнения государственных нормативных требований охраны труда, распространяющихся на деятельность работодателя, соглашений по охране труда и других требований, подлежащих выполнению;
- регулярно анализироваться для обеспечения соответствия изменяющимся условиям труда, документироваться и поддерживаться в актуальном состоянии;
- содержать обязательства по проведению консультаций с работниками и их представителями по вопросам улучшения условий и охраны труда, привлечению их к активному участию в работе по обеспечению охраны труда и поощрению работников и их представителей за активное участие в обеспечении охраны труда.
Согласованный проект политики работодателя в области охраны труда с указанием даты введения его в действие утверждается работодателем (его полномочным представителем).
Политика работодателя в области охраны труда может не оформляться в виде отдельного локального акта, а включаться в коллективный договор в виде отдельного подраздела.
Политика работодателя в области охраны труда должна быть доступной всем работникам и иным лицам, участвующим в производственной деятельности работодателя, и находиться в легкодоступных местах для ознакомления с ней, в том числе размещаться на официальном сайте работодателя в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
В соответствии с принятой политикой в области охраны труда и на основе исходного и последующих анализа состояния условий и охраны труда работодателями устанавливаются и утверждаются измеримые цели и задачи охраны труда, основными из которых должны являться:
- создание здоровых и безопасных условий труда работников;
- обеспечение безопасности технологических процессов, безопасной эксплуатации зданий, строений и сооружений инфраструктуры и производственного оборудования;
- предупреждение и сокращение производственного травматизма, профессиональной и профессионально обусловленной заболеваемости работников;
- формирование корпоративной культуры охраны труда и пропаганда здорового образа жизни;
- снижение размера финансовых расходов и потерь, связанных с повреждениями здоровья работников при исполнении трудовых (профессиональных) обязанностей.
- общее описание работодателя, осуществляемых у него производственных процессов, включая описание задействованных в них материалов и сырья;
- описание профессиональных рисков у работодателя;
- описание других факторов, которые учитываются при оценке профессиональных рисков работников;
- описание принятых технических и организационных мер, направленных на предупреждение, насколько это возможно, нарушений и неправильных действий, в целях максимального ограничения тяжести последствий.
- в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (государственную инспекцию труда) по месту регистрации работодателя в качестве страхователя в исполнительном органе страховщика по вопросам обязательного социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
- в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации и (или) орган местного самоуправления по месту регистрации работодателя в качестве страхователя в соответствующем исполнительном органе страховщика по вопросам обязательного социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
- в исполнительный орган страховщика по вопросам обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (по месту регистрации работодателя в качестве страхователя).
- Главная
- Услуги
- Цены
- Лицензии
-
Сведения об организации
- Основные сведения
- Структура и органы управления образовательной организацией
- Документы
- Образование
- Образовательные стандарты
- Руководство. Педагогический состав
- Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса
- Стипендии и иные виды материальной поддержки
- Платные образовательные услуги
- Финансово-хозяйственная деятельность
- Вакантные места для приема (перевода)